упорство в истине

То, что мы наблюдаем в последние дни и месяцы — это тот самый "распад России", которым почему-то так любили пугать сторонники "стабильности". Страна раскололась, только не по территориям, а по людям. И это даже не социальная стратификация — в любой социальной группе найдутся и те, кто нашел для себя причины поступить подло или трусливо, и те, кто счел это для себя невозможным.

Дело осталось за малым. Митинги и другие публичные акции протеста, скорее всего, не приведут к удовлетворению заявленных требований. (Это не значит, что они не нужны.) Самое ценное, что мы вынесли с них, - это чувство новой общности, настоящей солидарности, которое и делает толпу людей - обществом, или, если хотите, народом. Теперь нужно просто это зафиксировать.

Хотим мы этого или нет, разделение на "своих" и "чужих" уже произошло. Все, что нам нужно сделать — признать "своих" своими, а "чужих" - чужими, и вести себя соответственно. В первую очередь — организовать службу помощи в трудоустройстве тем, кто потерял работу из-за отказа участвовать в фальсификациях; более того, при прочих равных, — давать работу тем, кто живет в той же системе ценностей, что и мы. Выбирая кафе или магазин, предпочитать те, где на входе висит белая лента или, скажем, плакат "Эта Дума и этот президент нас не представляют". Если это приведет к тому, что такие плакаты повесят у себя все - тем лучше. Если поначалу потребуется создать службу юридической помощи для тех, к кому после появления таких плакатов зачастят всевозможные проверки — она будет создана, и средства на нее будут собраны так же, как они собирались на РосПил и на московские митинги.

Верно и обратное - не отдавать детей в школы, директора которых оказались мошенниками; вообще по возможности не иметь дела с жуликами и ворами. (Это уже происходит: я знаю по крайней мере один случай, когда рок-группа отказалась участвовать в выгодном корпоративе, узнав, что его проводит "Единая Россия".)

Выборы не закончились 4 марта — теперь они будут продолжаться каждый день. “Единая Россия”, “ОНФ” — это не символы, это конкретные люди. У всех председателей УИКов, подделывавших протоколы голосований и выгонявших наблюдателей, тоже есть имена, и мы будем их знать — это те люди, с которыми мы не хотим иметь дела. Нам не дали выбрать себе власть, но нам не могут запретить выбирать себе соотечественников.

Это все уже было - в Индии, в странах Восточной Европы (особенно в Польше). Это то, что может сделать каждый, и опыт показывает, что это работает. Нужно только поверить в то, что мы существуем. Мы - не "рассерженные горожане" и не "сетевые хомячки", мы, извините за пафос, - новое российское общество.

More from If you don't mind, it doesn't matter
All posts