о важности собак

Как известно, в Венеции очень много туристов. Местные жители испытывают по отношению к ним двойственное чувство. С одной стороны, туристы довольно сильно мешают венецианцам жить - мало кому нравится, когда твоя улица большую часть дня напоминает московское метро в час пик. С другой стороны, туристы - это живые деньги, и для большинства местных жителей они являются основным источником дохода. Сочетание этих двух факторов приводит к тому, что венецианцы, скрепя сердце, все-таки соглашаются обслуживать туристов - кормить их в ресторанах, продавать им продукты на рынках и в магазинах - но стараются по возможности драть с них втридорога, а со своих земляков брать поменьше.

Разумеется, эта особенность венецианцев уже тоже довольно хорошо известна. О ней написано во всех основных путеводителях, а в некоторых даже даются советы - как произвести на хозяина бара или магазина впечатление, что ты венецианец, чтобы получить скидку. Так что каждого переступающего порог гостя, даже если у него на шее не болтается фотоаппарат и он говорит "Ciao!" с чисто венецианским акцентом, хозяин вынужден пристально осматривать, пытаясь установить - истинный он венецианец, или хитро прикинувшийся турист.

По мужчинам это определить довольно легко. Всякий с детства живущий на воде человек в двадцати годам обретает характерную "матросскую" раскачивающуюся походку, здоровенные плечи гребца и зычный голос. С женщинами выходит гораздо сложнее - на первый взгляд венецианки ничем не отличаются от других жительниц Центральной Европы. Чтобы выделяться в толпе туристок, им нужен какой-то однозначный и заметный атрибут.

И такой атрибут есть. Примерно к 14-15 годам каждая венецианка заводит себе собаку, и постоянно водит ее за собой на длинном поводке. Я нигде не видел столько собак, как в Венеции. Как правило, они довольно мелкие - таксы, болонки, шпицы - ровно настолько, чтобы их можно было заметить, но не более. Некоторые из экстравагантности заводят себе больших собак (сеттеров, пинчеров); совсем большие встречаются редко. Они пользуются редкой свободой: зайдя в кафе, венецианка спускает собаку с поводка, и та весело бежит осматривать помещение (включая бар и кухню) и клянчить еду у посетителей, пока хозяйка обсуждает с барменом последние новости.

Принцип "у каждой венецианки должна быть собака" работает и в обратную сторону: собака в Венеции - исключительно женский атрибут. За три дня мы увидели десятки женщин с собаками и только одного мужчину. Атрибут настоящего венецианца более предсказуем, это - катер, или моторная лодка: управляют ими исключительно мужчины. Женщины сидят на пассажирских местах и держат на коленях своих собак.

В Венеции всегда было важно отличать своих от чужих. Еще до нашествия туристов город торговал со всем миром и был крайне пестрым и многолюдным. Скорее всего, собака как отличительный признак венецианской женщины - очень давняя традиция. Это, кстати, закрывает вопрос о том, как правильно называть знаменитую картину Карпаччо - "Две знатные дамы" или "Две венецианки": разумеется, второе - иначе бы зачем в и без того тесное пространство картины были запихнуты две собаки?

  

More from If you don't mind, it doesn't matter
All posts